On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Активные обсуждения проходят в русинском сетевом журнале http://getsko-p.livejournal.com/ , http://podkarpatrus.livejournal.com/, http://cylio.livejournal.com/ Открыта русинская почтовая рассылка "Подкарпатская Русь.Русины" Подписаться на рассылку вы можете по адресу: http://subscribe.ru/catalog/state.politics.rusin

АвторСообщение
Устигающый




Сообщение: 939
Зарегистрирован: 21.02.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.06.08 06:26. Заголовок: Карпаторусские канадцы и Русь, руснаки, русины...


Карпаторусские канадцы и Русь, руснаки, русины...


Русины официально признаны национальным меньшинством в Польше, Венгрии, Словакии, Сербии и Чехии. В 2006 году Комитет по устранению расовой дискриминации ООН рекомендовал Украине признать русинов национальным меньшинством в виду «существенных отличий между русинами и украинцами».

Но украинское правительство не решает этот вопрос, опасаясь проявлений сепаратистских настроений. Областной совет Закарпатской области дважды (в 1992 и 2002 гг.) безрезультатно обращался к правительству с просьбой о признании русинов отдельной национальностью. Наконец 7 марта 2007 г. Закарпатский облсовет принял решение считать русинов коренной национальностью Закарпатья. Ряд украинских националистически настроенных организаций (в т. ч. КУН и «Просвита») потребовали от президента Ющенко отмены этого постановления (незаконного, по их мнению). Сегодня Украина официально считает русинов «этнографической группой» украинцев.

Состоялся Первый Европейский Конгресс Подкарпатских Русинов ЭТО КОММЕНТИРУЮТ

Русь, руснаки, русины...

Карпатские горы, где родились карпатские русины, расположены в самом центре Европы, в Подкарпатье. По данным историков, в VI ст. именно здесь сформировался политический союз славян, проживавших по обе стороны Карпат. В IX—X вв. здесь существовало королевство белых хорватов, стремившихся присоединиться к Великой Руси. И только в X ст. угорские племена начали массово заселять Карпаты.

Славяне, объединившиеся под предводительством вождя Лабореца, удерживали крепость Ужгород от нашествия этих племен. Тогда славяне потерпели поражение, а угорские племена заселили низины Дуная. Жители Карпат на несколько столетий оказались вассалами угорских вождей. Этот период характеризуется жестокой эксплуатацией и вытеснением славянского языка и культуры. Славяне бунтовали, вели яростную борьбу за свободу, нападали на угорцев, сжигали их посевы. В 1514 г. грянул крестьянский бунт под предводительством Дожи Дьердя, сумевшего объединить бедняков-венгров и карпатских русинов в борьбе против общего врага.

Карпатские русины с воодушевлением встретили известие о буржуазной революции 1848—1849 гг., свергнувшей эксплуататоров и феодалов Венгрии. Но после этой победы на карпатские земли пришел иностранный капитал, эксплуатировавший местных жителей и природные ресурсы богатых земель. И опять разгорелась борьба русинов с новыми правителями капиталистической Австро-Венгерской империи.

Жителей Карпат называли и называют разными именами еще со времен средневековья. Сами они именовали себя русинами, русскими, руснаками и карпаторусскими. Несмотря на то, что представители этого народа принадлежали к разным церквям — греческой православной и греко-католической — всех их объединяла общая любовь к слову «русь» независимо от того, кто правил Карпатами. За долгую историю этот регион пережил 22 правителей.

Сотни лет карпатские русины являлись подданными Австро-Венгерской империи, а с 1918 г. (после окончания Первой мировой войны) они оказались на территориях разных государств — Польши и Чехословакии. После Второй мировой исконная территория русинов была разделена между тремя государствами — Польшей, Чехословакией и советской Украиной. Никому не было дела до стремления русинов жить единой семьей в составе Великой Руси. Советский Союз после октябрьской революции ничем не мог помочь карпатским русинам, зато план США для карпаторусского народа был ясен с самого начала. Образованная тогда Лига Наций пребывала под полным и непосредственным контролем Великобритании и США.

Президент США Вильсон совместно с прозападным президентом Чехословакии Масариком добились того, чтобы активист Американской народной рады угрорусинов адвокат Григорий Жаткович возглавил в Ужгороде представительство американской делегации. Там он организовал Русский клуб и национальный совет Ужгорода, которые (по официальным данным) выступали за присоединение к СССР. Рассматривался вариант и Чехословакии, а союз с венграми исключался.

Тем временем, спонсируемый американцами «патриот» проводит лето 1919 г. в Праге и Париже, где ведет переговоры с правительством Чехословакии о присоединении карпаторусского народа к новообразованной Чехословакии. За эти усилия он был вознагражден постом первого губернатора Подкарпатского региона в составе Чехословакии. Произошло это в апреле 1920 года. Затем Жаткович начинает формировать политический альянс с т. н. «украинофилами», как правило, беженцами из СССР. В основном, это были учителя, священнослужители, юристы и бизнесмены, немедленно принявшиеся сеять раздор среди карпатских русинов. Несмотря на утверждения некоторых исследователей и историков о том, что Жаткович стремился объединить всех карпатских русинов в одну нацию, он никогда не предлагал ничего подобного, тем более в рамках Великой Руси.

В марте 1921 г. Жаткович подал в отставку с поста губернатора потому, что чешское правительство президента Масарика не позволяло карпатским русинам, проживавшим в Восточной Чехословакии, воссоединятся с родственниками из Подкарпатской Руси. Жаткович вернулся в США и неоднократно менял свое мнение о судьбе карпаторусского народа, говоря о том, что русинам следует жить в союзе с Россией. Тем не менее после завершения Второй мировой войны он вновь заявил о том, что русины должны остаться в составе Чехословакии.

Вот почему вряд ли стоит удивляться, что разобщенные представители карпаторусского народа предпочли путь ассимиляции: многие стали россиянами, словаками, поляками, венграми или эмигрировали в Канаду. Чтобы сохранить в названии своей национальности корень «рус», представителям этого народа приходилось бороться за свои имена, иногда ценой жизни, поскольку враги карпаторусского народа — поляки, австро-венгры, словацкие и даже украинские националисты — предпринимали все возможные меры, дабы стереть слово «русь» из памяти народа и уничтожить единство русинов.

Одним из самых известных и авторитетных лидеров карпаторусского народа считается Александр Духнович — выступавший за образование для своего народа, писавший книги и учебники для детей на карпатском диалекте, открывавший школы и побуждавших людей ощущать свою этническую общность, гордиться национальным наследием, культурой, языком и историей своей освободительной борьбы. Он написал слова и музыку песни, позже ставшей национальным гимном карпаторусского народа: «Карпатские русины, воспряньте из своей глубокой дремоты...»

Именно поэтому название «Карпаторусское общество Канады» на пятом съезде в 1964 г. изменено на «Общество карпаторусских канадцев имени Александра Духновича».

После завершения октябрьской революции и гражданской войны, потерпевшие поражение белогвардейцы, разнообразные националистические элементы, в том числе и украинские бандиты, хлынули на Западную Украину (которая в то время находилась под юрисдикцией Польши), в Чехословакию, Германию и Австрию. Многие из украинских националистов были католическими священниками, представителями интеллигенции. Они оседали в карпатских селениях, где продолжали вести антисоветскую и антисоциалистическую пропаганду. При помощи и с благословения Рима и польской Римско-католической церкви они занялись расколом русинов и удушением этнического самосознания народа. Большинство сельских учителей были выходцами из семей католических священнослужителей и вскоре они начали рассказывать детям в школах, что русины являются украинцами. Преподавателей-русофилов в польской области Лемко и даже в Подкарпатской обл. активно заменяли украинскими националистами и священниками греко-католической церкви. Естественно, в их проповедях сквозили идеи украинского национализма, антироссийские и антисоциалистические настроения.

Под давлением экономических трудностей и необходимости ассимиляции, идея выезда за пределы Карпат в поисках лучшей жизни казалась многим русинам единственно возможным выходом. Иммиграция начиналась с маленького ручейка примерно в 1865 г., а основной поток хлынул сразу после Первой мировой войны и в 20-е годы прошлого столетия. Вначале карпатские русины переселялись в Польшу, Чехословакию, Румынию и советскую Украину. Немало русинов обрело пристанище и на территории Югославии. Многие отправились в дальнее путешествие — покорять Америку.

Иммиграция на американский континент

Как уже упоминалось, начиная с 1865 г., карпатские русины начали перебираться в Америку — тогда они не видели разницы между США и Канадой. На пути к новой родине они сталкивались с массой проблем — нехваткой судов в итальянских и немецких портах, грабительскими ставками посредников, на которых уходили все вырученные от продажи имущества и земли деньги.

В период с 1903 по 1904 год в Америку иммигрировали 9 415 карпатских русинов, а с 1904 по 1905 — 141 250. С 1905 по 1907 год на американском континенте высадился настоящий десант русинов — 45 516 иммигрантов. Согласно польским статистическим данным, большую часть иммигрантов до начала Первой мировой войны составляли лемки. Большинство из них вовсе не собирались оставаться в Америке навсегда — они планировали заработать денег и вернуться в родные Карпаты. Тем не менее через 4—5 лет на родину вернулось не более 50% иммигрантов.

По данным статистики в США, за период с 1900 по 1914 год в Америку въехало 255 655 карпатских русинов. Менее 30% из числа иммигрантов могли похвастать начальным образованием, а позже к ним присоединились супруги и дети. Многие тысячи карпатцев осели в Канаде.

Первая мировая война (1914—1918) положила конец иммиграции русинов, а в период с 1918 по 1930 год отмечается большой приток жителей Карпат именно в Канаду — сначала в западные провинции, а затем и в крупные промышленные города.

Крупнейшей группой иммигрантов, осевших в США и Канаде на конец 20-х годов, были представители народа лемке. Несколько меньше была численность карпатских русин из восточной Чехословакии и Карпатской области.

Канадское правительство предложило этим иммигрантам поселиться в трех западных провинциях — Манитобе, Саскачеване и Альберте — поскольку большинство этих людей были выходцами из аграрных районов. Но по прошествии нескольких лет блужданий по фермам в поисках сезонной работы за мизерную оплату, большинство иммигрантов из Карпат перебрались в города, где нашли стабильную работу и получили возможность оказывать помощь оставшимся на родине родственникам.

Карпатские русины в Канаде всегда поддерживали прочную связь с соотечественниками из США и другими славянскими организациями Канады, у которых уже были собственные газеты и залы для собраний. Лидеры карпатских иммигрантов задались целью организовать прогрессивный союз, члены которого верили бы в идеалы социализма и защищали бы завоевания СССР — первого в мире социалистического государства.

Первая попытка учредить такую организацию карпатских русинов предпринята в 1928—1929 году в Виннипеге Теодором Пейко. В итоге, на базе существующего «Союза Лемко» учреждена американская «Ассоциация Лемко». 11 января 1931 г. отделение «Ассоциации Лемко» появилось и в Торонто.

По материалам Michael Lucas. History of the
Carpatho-Russians in Canada
подготовил
Константин ВАСИЛЬКЕВИЧ

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 38
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет