On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Активные обсуждения проходят в русинском сетевом журнале http://getsko-p.livejournal.com/ , http://podkarpatrus.livejournal.com/, http://cylio.livejournal.com/ Открыта русинская почтовая рассылка "Подкарпатская Русь.Русины" Подписаться на рассылку вы можете по адресу: http://subscribe.ru/catalog/state.politics.rusin

АвторСообщение
Устигающый




Сообщение: 647
Зарегистрирован: 21.02.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.05.08 09:23. Заголовок: Глава Русинського землячества в Москві - русин Йозеф Гливка


Глава Русинського землячества в Москві - русин Йозеф Гливка


Тема:Неужели руководство Украины не понимает, что, идя по грузинскому пути, оно проводит самоубийственную внутреннюю политику?
Интревью у русинов взял Александр ДМИТРИЕВСКИЙ. «Я – русин был, есмь и буду…». Такими словами начинается гимн русинов – четвёртого восточнославянского народа Карпат, чья борьба за право признания этнической самобытности получила широкий резонанс во всём мире.
На вопросы «ДКР» отвечают председатель Русинского землячества «Карпатская Русь» (Москва) Йозеф ГЛИВКА и его заместитель, историк-русинист Михаил ДРОНОВ
.

- Я являюсь сотрудником Института вычислительных машин РАН. Однажды у нас в НИИ арендовала помещение фирма, директор которой из Днепропетровска, - рассказывает Йозеф Гливка.
- Когда он узнал, что я – русин, достал папку с коллекцией материалов по истории моего народа. Тогда я подумал: если человек из другой области заинтересовался русинством, то почему я сижу в стороне? Так я стал собирать русинов Москвы. Потом у меня появился помощник – Михаил Дронов.
- Мы зарегистрировались в ноябре прошлого года, - дополняет Михаил Дронов. - Однако попытки наладить русинскую национальную жизнь в Москве отмечаются с конца 90-х годов. Сегодня у нас уже несколько десятков человек зарегистрированных членов.
- Какова ваша оценка сегодняшнего положения русинского народа?
Й.Г.: - Тяжёлое положение. Когда в 1945 году Подкарпатскую Русь присоединили к СССР, русинов вообще хотели выселить, уже были заготовлены вагоны. Но не стали этого делать: более 100 тысяч русинов участвовали в боях с фашизмом. Однако нас лишили права на признание нашей этнической самобытности, сделав в один момент всех украинцами: Сталин ликвидировал нашу национальность. На Украине и сейчас не хотят замечать, игнорируют, зажимают всячески. Если знают, что человек выступает за признание русинской национальности, дело доходит до увольнения с работы. На руководящие должности к нам присылают людей, как мы говорим, «из-за перевала» - с Галичины, которые безо всякого стеснения называют нас быдлом. Среди пришлых чиновников даже сложилась поговорка: «Хорошо в Закарпатье, только слишком много местных», дескать, слишком много русинов, надо их выгонять. А вот за рубежом – наоборот: недавно Россия при переписи признала русинский народ. В Венгрии, Чехии, Словакии, Сербии, Польше, Румынии русины даже поддержку от правительства получают, как моральную, так и материальную. Я сам 1937 года рождения, в 1943 году пошёл в школу, учились мы на русинском языке: ни венгры, ни даже Гитлер нас не трогали. После присоединения к Украине года два ещё поучились на родном языке, а потом обучение перевели на украинский. Так изъяли наш язык.
М.Д.: - Затягивание с признанием русинов может иметь для Украины катастрофические последствия. Не хочется делать негативные прогнозы, но, боюсь, такая национальная политика, которую сейчас проводит Киев, может не пройти даром. На Украине сейчас издается некоторое количество книг на русинском языке, даже выходят малотиражные периодические издания. Но всё же русинский язык занимает очень скромную нишу, из которой практически не выходит. Русинское слово не пускают ни на закарпатское телевидение, ни в областные газеты. В марте 2007 года Закарпатский областной совет признал русинов отдельным народом. Но официальный Киев этому противится. Русины уже более 10 лет пишут всевозможные петиции, однако власти Украины не хотят обращать на них внимание. Поэтому русинские деятели, как, например,. глава Сойма подкарпатских русинов отец Димитрий Сидор, начинают искать новые пути решения проблемы, обращаясь к авторитету России, европейского и мирового сообщества.
- Почему Украина отказывает русинам в признании их этнической самобытности?
М.Д.: - Это очень интересный вопрос. Сознательные украинцы часто спекулируют тем фактом, что этноним «русины» также является самоназванием предков нынешних украинцев. Но при этом сознательно замалчивают, что русинами себя считали и предки других восточных славян: белорусов и великороссов. Вспомним знаменитого путешественника тверского купца Афанасия Никитина – он себя называл русином. Нельзя забывать, что нынешние русины называют себя русинами сокращённо, более конкретная формулировка – карпатские русины. Та часть, которая проживает в Закарпатской области, определяет себя еще более точно – подкарпатские русины. Никто не отрицает родственности русинов и украинцев в рамках восточнославянских народов, однако этнонациональные процессы по разные стороны Карпат протекали различно. Именно поэтому русины имеют полное право добиваться статуса самостоятельной национальности. Кстати, в отличие от соседей галичан, русины никогда не забывали об общем древнерусском наследии. Тропа в Россию с Карпат не зарастала никогда, даже несмотря на географическую удалённость. На первый взгляд парадоксально, но факт: русины чаще отдавали большее культурное предпочтение России, чем создаваемой неподалеку Украине. Из великих русинов, служивших России, достаточно вспомнить таких людей, как известный драматург Нестор Кукольник, первый ректор Санкт-Петербургского университета Михаил Балудянский, основоположник российской болгаристики Юрий Венелин, художник Игорь Грабарь, который, кстати, приходится внуком одному из крупнейших русинских деятелей XIX столетия - Адольфу Добрянскому. К слову, этническим русином был и недавно скончавшийся глава РПЦЗ митрополит Лавр (Шкурла).
- Является ли русинский язык самостоятельным восточнославянским языком?
М.Д.: - Да, является. Не существует никаких серьёзных препятствий для того, чтобы признать русинский литературный язык самостоятельным языком. На сегодняшний день существуют четыре литературные нормы, старейшая из которых принадлежит русинам Воеводины. Учёные прошлого относили говоры Закарпатья и Лемковщины к малорусской группе, но это ещё ничего не означает. Народная речь русинов сохранила огромный пласт древнерусской архаики, утерянной в соседних регионах, а также большое количество заимствований из венгерского, словацкого и других языков, что в совокупности резко отличает эту речь от украинского языка. Кроме того, родственность не мешает функционированию самостоятельных литературных языков – возьмём хотя бы бывшую Югославию, где литературные языки сербов, хорватов, черногорцев и боснийцев почти идентичны. Хороший пример – чешский и словацкий языки.
- У чехов и словаков в XIX – первой половине XX века тоже были сильны русофильские настроения…
М.Д.: - Когда мы говорим о русофильстве русинов, как правило, речь идёт о конкретном национальном проекте: русинская интеллигенция прошлого осознавала себя частью большего русского (в смысле восточнославянского, а не великорусского) народа. У западных славян - чехов и словаков - русофильство заключалось в ориентации на Россию как оплот славянства и на русский язык как ключ к культурным богатствам. Сами же представители этих народов не причисляли себя к русскому народу.
- Как вы оцениваете включение Закарпатья в состав Украины?
М.Д.: - Вопрос был не о присоединении к Украине, а о присоединении к СССР, который по привычке называли Россией. Русины – восточные славяне, здесь опять можно вспомнить русофильские тенденции и среди русинской интеллигенции, и среди простого народа. Благодаря этому русины приветствовали Красную Армию как освободителей. Многие хотели присоединиться к России, была идея создания Карпаторусской республики, но, вопреки ожиданиям русинов, их включили в состав УССР. Русины автоматически были признаны украинцами. Для многих это была трагедия.
- С чего началась ваша деятельность по объединению русинов Москвы?
Й.Г.: - С поиска священников: в большинстве значительных храмов Москвы есть священники-русины, в Елоховском патриаршем соборе, например. Всего же их около полусотни. Нашим первым духовником был отец Михаил Фарковец, он служил в Новокосино, к сожалению, в декабре прошлого года его не стало. Сейчас нас духовно окормляет отец Стефан Пристая, благочинный Успенского благочиния Москвы.
М.Д.: - Согласитесь, это очень символично. У русинов не было своей знати, поэтому именно духовенство взяло на себя роль национальной элиты, выполняло роль пастырей народа. Почти все будители русинов - Духнович, Павлович, Кралицкий, Фенцик и другие - были священниками. История повторяется.
- Поддерживаете ли связь с земляками, проживающими в Закарпатье?
Й.Г.: - Конечно. Например, недавно мы принимали в Москве отца Димитрия Сидора. Он встретился с активом землячества, у нас были достигнуты соглашения по развитию сотрудничества. Особенно приятно подчеркнуть, что отец Димитрий никогда не забывал ни про родственную нам Россию, ни про проживающих здесь русинов.
М.Д.: - В декабре 2007 года в московской библиотеке «Русское зарубежье» прошёл первый историко-культурологический семинар «Подкарпатские русины и Россия» с участием сотрудников Института славяноведения, Института этнологии и антропологии, Института научной информации по общественным наукам РАН, Центра украинистики и белорусистики МГУ. Это было первое научное мероприятие в истории современной России, посвящённое русинской тематике. 25 марта 2008 года мы провели презентацию документального фильма «Я – русин был, есмь и буду…» об истории русинского народа. Вообще у нас много проектов и задумок. К примеру, есть идея приглашать в Москву творческие коллективы из Закарпатья. Надеемся, что наши научные и культурные мероприятия привлекут большее внимание общественности к русинскому вопросу.
- И в завершение беседы скажите, каковы будут ваши пожелания и просьбы нашим читателям?
Й.Г.: - Надежда, что Украина признает нашу самобытность, есть! Поэтому просьба – поддержать наш народ!
М.Д.: - Желаю, чтобы читатели «Донецкого Кряжа» боролись за свои права подобно русинам!
На фото: Йозеф Гливка сверху третий слева, а М. Дронов слева от него.

От редакции ДКР. Известно, что официальный Тбилиси в советское время проводил шовинистическую национальную политику, отказывая в праве этнической самобытности целым народам. Здесь уместно вспомнить насильственную картвелизацию мингрелов и сванов, когда закрывались издания на мингрельском языке, а сванский язык так и не получил своей письменности. При том, что мингрелы и сваны родственны грузинам, тем не менее, их языки отличаются не меньше, чем, например, русский от польского или сербо-хорватского. Не стоит забывать и тот факт, что десяткам тысяч абхазов и осетин одним росчерком сталинского пера меняли этническую принадлежность. К чему это привело Грузию, известно. Неужели руководство Украины не понимает, что, идя по грузинскому пути, оно проводит самоубийственную внутреннюю политику?


http://dkr.com.ua/index.php?new=9036

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 14
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет