On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Активные обсуждения проходят в русинском сетевом журнале http://getsko-p.livejournal.com/ , http://podkarpatrus.livejournal.com/, http://cylio.livejournal.com/ Открыта русинская почтовая рассылка "Подкарпатская Русь.Русины" Подписаться на рассылку вы можете по адресу: http://subscribe.ru/catalog/state.politics.rusin

АвторСообщение
Устигающый




Сообщение: 738
Зарегистрирован: 21.02.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.05.08 09:52. Заголовок: «Китайская миграция и китайские землячества в России»


«Китайская миграция и китайские землячества в России»


Факты:
Виля Гдаливич Гельбрас родился в Москве в семье известного советского ученого-востоковеда, специалиста по Ирану. Свои же жизненные и научные интересы Виля
Гельбрас связал с Китаем. Работал в КНР, стажировался в Народном университете Китая и Пекинском университете, многократно выступал там с лекциями. С 1992 года - профессор Института стран Азии и Африки при МГУ им.Ломоносова. С 2000 года - главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН. Автор более 200 научных работ. Автор книг: «Китайская реальность России» (1999), «Россия в условиях глобальной китайской миграции» (2004)


Современная китайская миграция в России, в отличие от большинства других стран, - явление лишь 1990-х годов. Она имеет свою историю, поскольку существовала до 1917 г. и непродолжительное время при Советской власти. Позже китайское население было насильственным путем резко сокращено. Миграция через границу прекращена. Перепись населения в 1989 г. выявила в России всего 5,2 тыс. китайцев (Российский статистический ежегодник, 2000, С. 64). Они не образовывали компактного поселения и практически ассимилировались. На протяжении многих десятилетий о китайской миграции в Россию не было и речи. Она началась, по сути, лишь после исторического визита Михаила Горбачева в Пекин и нормализации российско-китайских отношений. Так возникла современная история китайской миграции в Россию. С тех пор она приобрела массовый характер и общественно-политическое значение. Началось и более или менее систематическое ее изучение.



Мне удалось систематизировать результаты своих исследований в первой в России монографии, посвященной китайской миграции и российско-китайским отношениям, их воздействию на судьбы России (Гельбрас, 2001). В ней представлены также взгляды россиян на китайскую миграцию и российско-китайские отношения. В книге были, в частности, обобщены материалы первого в России массового опроса почти 760 китайских мигрантов, проведенного в 1998-1999 гг. в Москве, Хабаровске, Владивостоке и Уссурийске. В ходе него выяснилось огромное экономическое и социальное значение китайских землячеств. Именно эти этнические сообщества стали предметом моих дальнейших исследований, с результатами которых я хотел бы познакомить читателя в этой статье, как и - в более общем плане - взглядом из России на современную значимость миграции китайцев для мира в целом.







Определение понятий



Четкое определение понятий всегда полезно. В российских СМИ и в научной литературе одновременно употребляются три обозначения этнических сообществ: диаспора, община, землячество. Все они представляются большинству авторов и исследователей полноправными синонимами. Существуют, однако, основания для сомнений в справедливости такой точки зрения. Исследование проводилось при финансовой поддержке фонда Макартуров.






Особенно наглядно они складываются при сравнении разных этнических сообществ. В современной России их много. Потоки беженцев, вынужденных переселенцев, мигрантов из разных стран сформировали почти во всех регионах страны устойчивые этнические сообщества азербайджанцев, армян, афганцев, китайцев, вьетнамцев и других. При всем обилии и разнообразии индивидуальных интересов и устремлений отдельных мигрантов каждое из таких сообществ характеризуют определенные особые черты.



Эти черты столь существенны, что требуют отражения в понятийном аппарате. На наш взгляд, понятие диаспора применимо к этническому образованию, главной чертой которого является ориентация данного сообщества на возвращение на землю предков. Эта черта в последние годы была ярко выражена в поведении евреев, немцев, крымских татар. Компактность поселения вовсе не обязательно является чертой диаспоры. Ее члены могут быть рассеяны по всей стране. Это понятие также не обязательно должно относиться к мигрантам. Диаспорой может быть часть коренного населения, оказавшаяся в силу тех или иных исторических причин вдали от родины предков и живущая мечтами о возвращении на нее. Таковы, например, турки-месхетинцы.



Понятие "община" лучше всего соответствует этническому образованию, основные помыслы которого направлены на сохранение своей этнической, религиозной или иной идентичности. В этом случае характерно компактное поселение членов общины. Они стремятся защититься от воздействия окружающего общества и образовать самостоятельную социальную единицу. Таковы, например, старообрядцы, мормоны, цыгане.



Землячество - совершенно особый вид этнического образования, ориентированного на сохранение своей национальной идентичности и одновременно на всемерное расширение, захват все новых позиций в принимающем обществе. Его члены, стремятся более или менее открыто (и законно) завоевывать и расширять в этом обществе экономические, а когда возможно, и политические плацдармы.



При этом представителей землячества не заботят интересы окружающего общества, для них чрезвычайно важно выявление и максимально полное использование слабых сторон окружающего мира. Это понятие как нельзя лучше характеризует сообщества мигрантов из Китая (китайцев и корейцев), КНДР, Республики Корея, Вьетнама.



Провести четкую границу между диаспорой, общиной, землячеством в реальной жизни бывает достаточно трудно. Для этого необходима разработка системы признаков, детальные знания различных этнических сообществ, что должно стать предметом специальных исследований.



Очевидно, что эти структура развиваются.



Во-первых, для них характерны периоды рождения, роста, созревания, изменения, проходящих под влиянием внутренних и внешних импульсов, и отмирания Время жизни таких образований различно для разных этнических групп. В современной России, например, китайские землячества возникли только в 1990-е годы, и они находятся на разном уровне развития в различных районах страны. В некоторых странах мира чайна-тауны существуют столетиями без сколько-нибудь заметных качественных внутренних и внешних перемен. В Таиланде, однако, китайцы ассимилировались в

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 27
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет