On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Активные обсуждения проходят в русинском сетевом журнале http://getsko-p.livejournal.com/ , http://podkarpatrus.livejournal.com/, http://cylio.livejournal.com/ Открыта русинская почтовая рассылка "Подкарпатская Русь.Русины" Подписаться на рассылку вы можете по адресу: http://subscribe.ru/catalog/state.politics.rusin

АвторСообщение
Устигающый




Сообщение: 2273
Зарегистрирован: 21.02.08
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.05.09 22:38. Заголовок: Русины подкарпатские — не вымышленная национальность, а политическая нация


ЕЛЕНА РУСИН.

Русины подкарпатские — не вымышленная национальность, а политическая нация, признанная с 21 декабря 1918 года, а Подкарпатская Русь (Карпатская Украина, Закарпатская Украина) с 10 сентября 1919 г. ¬¬– субъект международного права.

По материалам Интернета и публикации Михаила Д., председателя общества приятелей Подкарпатской Руси при Русинском землячестве «Карпатская Русь» (РФ).

В современной украинской жёлтой прессе нередко можно встретить утверждения, о том, что подкарпатские русины - вымышленная за рубежом общность для подрывной деятельности против Украины. На этих фантазиях спекулируют и националисты и украинские спецслужбы, исполняющие приказы антинародной власти, не имеющих разумных контраргументов против законных прав и требований подкарпатских русинов.
Если верить заказным примитивным «федаковским» русофобским публицистам, современное русинское движение – это кучка маргиналов, выдумавших для себя еще недавно не существовавшую национальность. У кого-то может из-за этого и сложиться впечатление, что русины были специально «созданы» незадолго до 2-го Европейского конгресса подкарпатских русинов, состоявшегося в Мукачеве 25 октября 2008 г. и провозгласившего законное воссоздание русинской государственности с досоветским (до 1945 года) статусом суверенной русинской державы, но в составе Украины, согласно и результатов референдума 1 декабря 1991 года.
Неверие в «настоящих» русинов обычно исходит не от людей, совершенно не знакомых со спецификой Карпатской Руси, а, наоборот, – от тех, кто всю жизнь зарабатывает на фальсификации и насаждении государственного антирусинства в русинской среде. А это в одинаковой мере были, и чешские коммунисты 20-х и советские – после 1945 г., и галицкие нацисты-сечевики в марте 1939 и националисты после 1991 года. Подпиткой такой государственной русинофобии, дискриминации, этноцида, имеющего все признаки геноцида русинской нации, является открытая информационная блокада положительного русинского вопроса в украинских СМИ и развернутая ими разнузданный антируиснский психоз в бульварных трибун, рио, фестах, и в прочих нацистских завываниях. А слабая информированность широкой общественности о древнем национальном движении русинов, (до появления такого в самих украинцев), и правда о современном правовом состоянии Республики Подкарпатская Русь, сбивает с толку часть русинской молодёжи и интеллигенции, принимающей на веру публикации нацистов «официальной прессе», где русинам слово не дают. Такая вот гнилая свобода украинской прессы и продажной журналистики. Но правда такова!
***
Уже в середине XIX в., остро встал вопрос о национальной принадлежности русинов Карпатской Руси (тогдашней Угорской Руси и Галицкой Лемковщины). Русинская местная интеллигенция в основном поддерживала идею единого древнеруського народа от южных склонов гор Карпат до Камчатки. Русины, говоря словами протоиерея Димитрия Сидора, оставались свидетелями неразделённой древней руськости в среде русинов. Поэтому этнонациональные процессы в большом восточнославянском мире, приведшие к формированию из русинов Новгорода и Москвы в великороссов-русских, малороссов Южной Руси в украинцев и русинов Литвы в белороссов-белоруссов, были здесь почти не известны и не восприняты. Наоборот, здесь с 1848-49 годов сформировалась Ужгородская русинская национальная Автономия в составе Австро-Венгрии, когда ещё украинскую общность только формировали в Вене и Варшаве.
В других регионах уже отчасти набирала силу австрийско-украинская идея, сторонники которой мечтали объединить всех, кто причислялся этнографией к малороссам - от лемков до казаков-кубанцев - в единый национальный организм, не связанный с великороссами и белорусами. А не согласных с австро-украинцами свезли и уничтожали в антирусинских концентрационных австрийских лагерях Талергоф и Терезин. Это были первые концентрационные лагеря в Европе для русинов и доказанный геноцид русинского народа до создания таковых Сталиным и Гитлером.
Концепция украинства была чужда литературно-языковому развитию, как угорских русинов, так и их лемковских сородичей.
Возможность более близкого знакомства с украинством представилась в межвоенный период, когда в области, населенные карпатскими русинами хлынули «свідомі» украинцы, бежавшие от поляков из Восточной Галиции и большевиков бывшей Российской империи. Тогда же в гостях у русинов оказались и русские эмигранты – последовательные сторонники общерусской идеи, которым, правда, не всегда удавалось понять и принять сильную карпаторусинскую специфику. Живая встреча русинов с украинцами и великороссами показала, насколько за столетия разошлись языки этих народов и культурные особенности наследников некогда единой Древней Руси. К тому же, украинцы-беглецы нашли в Европе русинское национальное административно-территориальное образование - Подкарпатская Русь, входившей сначала как Автономия в состав Венгрии, а позже - в состав демократической Чехословацкой Республики. Причём, русинская держава включала в себя конституционно значительную часть этнической территории русинов, что было признано международным сообществом в Сен-Жермене в 1919 г. Всё это заставило часть русинской интеллигенции больше ориентироваться на местные формы восточнославянской культуры, точнее сформулировать и сохранять собственную выше тысячелетнюю этнонациональную идентичность, зафиксированную и в древности как Marxia Ruthenorum (Мархия Русенорум). Многие из русинов до ныне не отрицают свою принадлежность к большому миру Святой Восточной Руси.
После Второй мировой войны в Карпатской Руси, точнее в её частях, отошедших к СССР, Польше и Чехословакии, была проведена грубая советская административная украинизация русинов, а русинская республика Подкарпатская Русь была упразднена Сталином, что украинские националисты цинично скрывают. На несколько десятилетий русинство по сути ушло в подполье. Русинская самобытность, не имея возможности для реализации в официальной общественно-политической сфере, бережно сохранялась на бытовом семейном и фамильном традиционном уровне. Тогда же в речи жителей Закарпатской области прочно прижились такие понятия как, например: «говорить по-нашему, по-закарпатски» (т.е. разговаривать на плохо понятном для приезжих русинском языке) или «местное время» (на час раньше киевского и на два часа от московского – в напоминание о своём центрально-европейском прошлом). А привезённые в край после 1945 года советские украинцы часто акцентировали, что «Закарпатье красивый край, но много в нём местных»!?
Однако многие русины, проживавшие вне Карпатской Руси, не только в значительной степени сохранили свой культурный облик, но и продолжили полноценную национальную жизнь, оставшись верными старым этнонимам – русины, руснаки, карпатороссы… Так, в югославской Воеводине сохранился целый русинский анклав, начало которому положили переселенцы с мукачевского Червенёва и других русинских сёл из под Карпат еще в середине XVIII в. В отличие от большинства социалистических стран, русины здесь были признаны самостоятельной национальностью. На «бачванско-руском» (местном русинском) литературном языке проходило обучение в школах, выходила пресса, художественная и научная литература, велось радио, а позже и телевещание.
Не забывали о своих неукраинских корнях и многие русины, волею судьбы, оказавшиеся в США и Канаде. По некоторым оценкам, сегодня в Северной Америке проживает свыше полумиллиона граждан русинского происхождения. Естественно, большинство их детей- русинов ассимилировались, но знают о своей Старой Родине. Однако в течение всего ХХ столетия, в том числе, когда в Карпатской Руси был фактически запрещен сам этноним «русин», в Америке действовали многочисленные церковные и светские организации и церкви, начинавшиеся со слов Carpatho-Russian, Carpatho-Ruthenian, Carpatho-Rusyn, Rusin и т.д.
Конец 80-х – начало 90-х гг. ХХ в. стали судьбоносными для будущего русинского народа. На волне общественно-политических перемен сразу в нескольких восточноевропейских странах независимо друг от друга возникли русинские национальные организации: в Польше - Общество лемков (апрель 1989 г.), в СССР - Общество карпатских русинов (февраль 1990 г.), в Чехословакии - «Русинское возрождение» (март 1990 г.) и Общество друзей Подкарпатской Руси (октябрь 1990 г.). Первоначально русинские активисты имели слабое представление о национальной жизни русинов в других странах. Лишь благодаря усилиям энтузиастов между русинами постепенно удалось наладить более тесные контакты. Свою роль в деле консолидации русинов из различных государств сыграл вначале Павел Роберт Магочий – историк, возглавивший в 1978 г. Карпато-русинский исследовательский центр в США.
В марте 1991 г. в городке Межилаборцы на северо-востоке Словакии был проведен первый в истории Всемирный конгресс русинов. Символично, что инциатором его проведения стал доживавший в Праге свой век русин Иван Парканий (1896 - 1996), который являлся последним губернатором межвоенной Подкарпатской Руси. На этом конгрессе был основан Всемирный совет русинов (далее – ВСР), с задачами международной координации русинского движения. Кроме этого были окончательно сформулированы общие идеологические принципы русинского движения:
1. Русины являются национальностью или народом и, за исключением Югославии и переселённых групп в Польше, с раннего средневековья проживают как автохтоны на территории русинов на южных склонах гор Карпат;
2. Русины не принадлежат к украинской, русской-великорусской, польской или словацкой национальным группам, но являются отдельной, четвертой восточнославянской национальностью (после русских, украинцев и белорусов);
3. Русины как отдельная национальность нуждаются в общем собственном кодифицированном литературном языке, сформированном на базе используемых ими региональных языков;
4. Русины должны пользоваться теми же правами и свободами (с правом на автономию), что и другие национальные меньшинства в государстве, а значит использовать русинский язык в прессе, на радио, телевидении и, что самое главное, в школе.
Со временем к активному участию в русинском движении путем вступления во ВСР присоединились русины Венгрии, Румынии и Хорватии. После Межилаборец Всемирный русинский конгресс проводился в польской Кринице (1993 г.), Руском Керестуре в Воеводине (1995 г.), Будапеште (1997 г.), Ужгороде (1999 г. организатор прот. Димитрий Сидор), Праге (2001 г.), словацком Пряшеве (2003 г.), вновь Кринице (2005 г.) и румынском Сигете (2007 г.). Последние 10 лет формировал русинские делегации на ВКР Сойм Подкарпатских Русинов.
Начиная с 2003 г., параллельно с каждым конгрессом проходит Форум русинской молодежи. Кроме этого, в 1992 г. в Бардеевских Купелях (Словакия) и в 2007 г. в Кракове были проведены международные научные конгрессы, посвященные русинскому языку. В 2002 г. была основана Всемирная академия русинской культуры, которую возглавил канадский меценат Стефан Чепа. Таким образом, вместо печальной перспективы со временем стать реликтовым этносом, в 90-х гг. ХХ у русинов начался качественно новый этап национального развития.
Конечно, несмотря на единую национально-языковую платформу, в других отношениях современное русинство представляет собой многовекторное явление. Это естественно хотя бы потому, что русины проживают во многих государствах, занимая в них далеко не одинаковое положение. Так, например, всегда бросался в глаза подчеркнутый патриотизм по отношению к своим странам у признанных русинов США, Венгрии, Румынии. И, напротив, обращало на себя внимание индифферентное, если не негативное отношение к своему политическому гражданству у польских лемков и, конечно же, больше всего – у обиженных и репрессированных русинов Украины.
Немаловажную роль в отличиях между русинами играет религия: Если коллективная память лемков тесно связана с Православной Церковью, то у русинов Сербии и Венгрии преобладает греко-католичество (униатство). Бесспорно, разнятся и культурно-исторические симпатии: одни вспоминают об Угорской Руси под властью Свято-Стефановской короны, где русины получили первыми признание как политическая нация с правом формирования своего государства. Другие - идеализируют межвоенный период, третьи сожалеют о не реализованном послевоенном плане создания Карпаторусской ССР. А подкарпатские русины, проголосовали в 1991 году за создание новой Украины, но с условием иметь в ней свой досоветский статус национальной автономной республики.
Однако, несмотря на подобные противоречия, до недавнего времени русины все-таки уживались в международных русинских структурах, только обогащая оттенками единый колоритный портрет этого разделённого несколькими границами народа.
Поэтому для многих русинов мира стало неожиданностью то, что последние законные в правовом поле инициативы подкарпатских русинов (начиная декларацией от 15 декабря 2007 г. и кончая провозглашением 25 октября 2008 г. воссоздания автономной Республики Подкарпатская Русь, вызвали столь сильную поляризацию русинского движения со стороны лично Магочия, написавшего прекрасную историю Украины и совсем уж плохонькую историю «Народа ни от кедь» – народ ниоткуда - так он назвал презрительно назвал русинов. Странно, вместо того, чтобы поддержать, хотя бы и с оговорками, своих собратьев на Украине, Р. Магочий осудили действия о. Димитрия Сидора и его единомышленников и поддержали против них… репрессии властей и СБУ. Осуждение мотивировалось - стремлением к Европе без границ, а, следовательно, несогласием с их новой перекройкой. По логике Магочия, в будущем предполагается демократизация Украины и последующее вхождение последней в Евросоюз, где подкарпатцы-русины и должны будут, наконец, встретиться с русинами Словакии, Венгрии и Румынии, что оказалось полным мифом, прикрывающем дальнейшую ассимиляцию русинов. Нынешние же полностью самостоятельные от ВКР, (подконтрольного Магочию) шаги русинских активистов на Украине были квалифицированы ими как «экстремистские и… пророссийские». Налицо – предательство Магочия в его сочувствии Киеву, а не братьям-русинам. Это привело к тому, что 25 апреля 2008 года подкарпатские русины провели в Пардубице близ Праги свой Первый национальный Всемирный Конгресс Подкарпатских Русинов. А 22 мая 2009 г. украинские суды готовят закрыть Сойм Русинов, то 16 мая 2009 года состоялась учредительная конференция Народной Рады Подкарпасткой Руси, которая будет иметь филии в каждом районе, городе, селе Подкарпатской Руси.
Антирусинская позиция Магочия обусловлена, прежде всего, его личными прозападными геополитическими симпатиями, неприятием организационной самостоятельности Закарпатья-Подкарпасткой Руси (в частности, проводящихся здесь отдельных конгрессов), несогласием с практическими формами законной борьбы за восстановление автономной в составе Украины Республики Подкарпатская Русь. Действительно, можно спорить об удачности тех или иных конкретных шагов Сойма Подкарпатских Русинов, о том, каким внешним силам кроме русинов они будут «выгодны» в первую очередь. Однако масштабный структурный кризис украинской экономики, многолетнее не предоставление Закарпатью законного ему по результатам референдума 1991 г. статуса самоуправляемой территории и циничное непризнание Украинским государством даже самой русинской национальности, во многом оправдывают резкие, пусть даже не всегда продуманные действия подкарпатских русинов. К тому же, только русины Закарпатья, в отличие от русинских общин других фрагментов Карпатской Руси, сохранили ясно выраженное стремление восстановиться и быть на своей земле не скромным «нацменьшинством», а как до 1945 года – государствообразующим народом, в рамках автономии в составе Украины. Они понимают, что если будут бездействовать, то рано или поздно их бесповоротно этно убют – украинизируют.
Такой антирусинский сценарий официально принят Киевом ещё в 1996 г. в виде государственного «Плана мероприятий по разрешению проблем украинцев-русинов», фактически – этно уничтожением.
Кто-то может сказать, что согласно официальной (фактически сфальсифицированной властями) статистике русинов на Украине всего лишь немногим более 10 тысяч человек - это в несколько раз меньше их зафиксированного количества в той же Словакии и даже меньше, чем местных цыган-ромов. Но, даже если принять данную, крайне сомнительную цифру, надо признать, что именно в Закарпатской области, как нигде больше, до сих пор живы старинные русинский язык, верования, культура, русинские традиции и архаичные диалекты, сформировавшие цельный богатый (в 2001 г. кодифицированный) язык подкарпатских русинов, только поверхностно затронутые влиянием государственного (украинского) языка, но оставшимся живым и в большей части европейских и американских русинов.
Конечно же, многие простые закарпатцы-русины, которые больше задумываются о том, как прокормить семью, нередко называют себя украинцами, путая просто гражданство Украины с национальностью. Но делают они это не потому, что являются сознательными украинцами, а из-за того, что так написано у них в паспортах, и их родные сёла находятся в границах новой Украины. Но в случае получения реальной национальной автономии и улучшения экономической ситуации большинство коренных жителей края с готовностью поддержат русинскую национальную родную им идею, которая намного ближе от импортированного из-за Карпатских гор украинского национализма и русофобского нацизма. К слову, миролюбивый, характер местных русинов, их подчёркнутая терпимость - лучшая гарантия недопущения здесь кровавых конфликтов.
Появление на политической карте Подкарпатской Руси могло бы оказать жизненно необходимую поддержку русинам и в других государствах, где, несмотря на сравнительный «комфорт» Евросоюза, всё равно продолжается ассимиляция русинского нацменьшинства. Показательно, что если во всей Европе без Украины, согласно оценке П.Р. Магочия, проживает 255 тысяч потенциальных русинов (без учета самосознания и степени ассимилированности), то в одной лишь Закарпатской области их насчитывается 850 тысяч. В силу одного этого Подкарпатская Русь, добившись законной автономии, уже проголосованной 1 декабря 1991 года, и поддержанной решением 2 Европейского Конгресса Подкарпатских Русинов, смогла бы стать культурно-политической опорой для русинов всего мира.
В заключение стоит остановиться на примитивном мнении о том, что за событиями в Закарпатье скрывается пресловутая «рука Москвы», за деньги которой «украинцы Закарпатья стают русинами!!?». Однако, факт остаётся фактом: Россия (если не считать нескольких одиночек-энтузиастов) по большому счету до недавнего времени вообще не принимала никакого участия в русинском движении. Может быть, именно поэтому некоторые зарубежные русинские деятели относятся к России с настороженностью, не рассматривают её как потенциального союзника русинства. В образе России им видится зачастую лишь тень Советского Союза. Отчасти это понятно. Ни широкая российская общественность, ни тем более официальная Россия не предлагали русинам как восточным славянам братской помощи, подобной той, какую, например, получают финно-угорские народности от Венгрии, Финляндии и Эстонии.
В последнее время, правда, эта ситуация немного меняется в лучшую сторону. В ноябре 2007 г. в Москве было зарегистрировано Русинское землячество «Карпатская Русь» и общество приятелей Подкарпатской Руси, которое объединяет русинов и друзей русинского народа. В декабре 2008 г., в Южном федеральном университете (г. Ростов-на-Дону) состоялась представительная международная конференция «Геноцид и культурный этноцид русинов Карпатской Руси (конец XIX – начало XXI вв.)», которая ознаменовала собой настоящий прорыв во взгляде широкой российской общественности на русинскую проблематику. Успешны были и научные конференции по русинах и в Словакии и в Будапеште.
Из документов I-го и II-го Европейских конгрессов подкарпатских русинов явственно следует, что русины Подкарпатской Руси уповают, прежде всего, на Евросоюз и Россию, рассматривая эти влиятельные международно-политические силы как желанных гарантов соблюдения своих культурно-исторических и национальных прав. Кто первый отзовется на зов порабощённых подкарпатских русинов? Лучше бы, если бы отозвались оба и совместно помогли русинам быть признанными и занять свое законное правовое конституционное и географическое в центре Европы место, будучи и дальше субъектом международного права и гарантом мирных процессов в центрально-европейском регионе.






Обсуждение русинской проблемы в сетевом журнале "Подкарпатская Русь"
http://podkarpatrus.livejournal.com/
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 33
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет